Что это — вредная привычка или заболевание?
Очевидно, что детская привычка грызть ногти чисто психологического характера. Сюда же можно включить привычки сосать палец, нервно теребить или дергать волосы и др, только вот возникают они по разным причинам. У каждого своя.
Привычка грызть ногти не такая уж редкая и в медицине именуется как «онихофагия», а обгрызать кутикулы — «дерматофагия». Обычный возраст появления такой проблемы — 6 лет.До 10 лет такая привычка встречается у каждого третьего школьника, а после — у каждого второго. Мальчики страдают чаще в силу физиологических особенностей — девочки более стрессоустойчивые.Важно! Психологи полагают, что это не вредная привычка, а наличие некоторой проблемы в жизни ребенка. Чтобы ее решить, надо найти корень. Выяснение причины — это уже половина дела.
Обкусывание ногтей не возникает на ровном месте. Обычно предшественниками становятся изменение жизненных обстоятельств:
смена детского сада или школы, класса;
переезд в новое место;
появление какой-то проблемы, с которой ребенок сам не справляется;
новые друзья с вредными привычками и пр.
Все это вызывает незаметное накопление нервного напряжения, которое вдруг прорывается новой привычкой. Иначе говоря, обгрызание ногтей — не что иное, как попытка «выгрызть» проблему и избавиться от нее.Иногда привычка становится последней памятью детского рефлекса, который когда-то давал ощущение комфорта. Например, сосательного. В норме он имеется у каждого новорожденного и нужен для ощущения чувства комфорта — прикладывание к груди и получение сладкого материнского молока.Это успокаивает, когда они играют или находятся в одиночестве. Такой рефлекс пропадает сам после 4 лет, особенно если развитие ребенка идет гармонично. При возникновении проблемы ребенок возвращается к этому спасительному приему, только теперь эта привычка трансформируется в новую — онихофагию.Следовательно, дети и даже подростки кусают ногти, так как это действие ассоциируется у них с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций.Если ничто другое не может ослабить тревогу, привычка становится невротической. Начинает совершаться подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.Могут быть и объективные факторы из среды окружения. Например, привычка ковырять нос может быть связана с сухостью слизистой из-за низкой влажности воздуха.Другой важный фактор — подражание родителям. Онихофагия может передаваться генетически, то есть по наследству. Вообще, поведение родителей воспринимается детьми как норма, поэтому следует следить за своими привычками.
Здесь имеются в виду:
-склонность к неврозам, повышенная возбудимость, то есть проблемы с ЦНС
-скудное несбалансированное однообразное питание;
-патологии сердца;
-гельминтозы;
-запреты на сладкое, недоедание, диеты, когда ребенок просто не может утолить
свой голод;
-переедание сладким, газировка в неограниченном количестве также повышают
возбудимость;
-раннее отлучении от груди или соски;
-недостаток гигиены — нерегулярность процедур, отсутствие контроля за состоянием ногтей со стороны родителей.
В эту категорию можно отнести:
-Стрессы, связанные с потерей близких.
-Поступление в детский сад, школу.
-Перевод в другую школу.
-Переезд в другой район, город, страну.
-Долгий перерыв в посещении сада или школы.
-Развод родителей.
-Сильный испуг в возрасте 2–3 — может возникать при сильном крике, звуке, лае собаки, резком движении и т. п.
-Повышенная не по возрасту нагрузка – учебная или физическая. Бесчисленные кружки, репетиторы, спортивные секции, музыкальная школа, развивающие занятия и пр. Каждый ребенок неповторим — кто-то выдерживает это легко, кто-то срывается и становится рассеянным, легко утомляется, у него развивается невроз.
-Отсутствие нагрузок — ребенок не занят ничем и скучает. Дети грызут ногти, когда скучают или делают что-то однообразное. Это также можно увидеть, когда они не участвуют в какой-либо деятельности и их руки свободны. Во время просмотра телевизора, например.
-Неблагоприятный психологический климат в семье — ссоры родителей при детях, разговоры между собой на повышенных тонах, с криками, агрессия, пьянство и др.
-Игнорирование ребенка, авторитарное воспитание.
-Эмоциональная холодность со стороны родителей, неуделение внимания ребенку, отсутствие проявлений любви.
-Подражание плохим примерам. Если в окружении ребенка кто-то имеет привычку грызть ногти, ребенок рано или поздно это повторит. Дети быстро улавливают поведение других. Укус ногтей является одним из таких распространенных действий, когда они видят, как это делает другой брат или член семьи, они начинают подражать.
-Нарушение режима сна — ребенок часто засиживается за компьютером, перед телевизором, постоянно недосыпает. Это формирует нервозность, раздражительность. Для успокоения себя он начинает грызть ногти.
-Низкая самооценка ребенка — будучи записан в секции, кружки, он не может достичь успехов, а родители требуют и не понимают его. У него начинает снижаться ощущение значимости, появляется страх перед родителями. От обиды он начинает грызть ногти, памятуя о детском сосании.
-Пережитое насилие. Если в такие моменты рядом родители, не слушая ребенка, не разбираясь, начинают его ругать и внушать, осуждать за страх или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), на выражение негативных чувств у малыша появляется подсознательный запрет. Он формирует внутренний конфликт — ребенок не может избавиться от своих переживаний, и винит себя за них. В итоге психоэмоциональное напряжение выливается в привычку грызть себя в прямом и переносном смысле.
Для начала нужно осознать, что делать нельзя: ругать, кричать, бить по рукам, заострять внимание малыша на этом действии. У ребенка привычка грызть ногти идет на автомате и он очень удивляется, когда вы вдруг начинаете на него кричать.Не обсуждайте своего ребенка с другими в его присутствии, например о наличие у него неврологических или других проблем. Ребенок все равно услышит, а истолкует по-своему, конечно не в вашу пользу.Увидели, как ребенок опять грызет ногти: подойдите, четко и аккуратно уберите его ручки от лица, поцелуйте, погладьте по голове, скажите что-то нежное и успокаивающее, спросите, какое у него настроение, что беспокоит, отвлеките его. На каждого ребенка выделяйте ежедневно хотя бы по 20 минут общения, он должен почувствовать себя нужным и любимым.Не забывайте о соблюдении гигиены — проверьте ноготочки малыша, они должны быть коротко и ровно пострижены, внушите мысль об обязательной ухоженности внешности. Чем раньше мысль об опрятности укрепится в мозгу ребенка, тем лучше.Обязательно расскажите о том, сколько грязи копится под ногтями и к чему это может приводить. Для наглядности покажите устрашающие фото с изображениями паразитов. Большинство детей от природы брезгливы и запомнят это. Особо впечатлительным расскажите сказку на эту тему, посмотрите вместе мультики про чистоту и опрятность — «Мойдодыр», «Королева Зубная Щетка», «Федорино горе» и другие. Объясните смысл.Пересмотрите график ребенка — может, что-то из него исключить (имеются в виду секции). Перегрузки могут приводить к нарушениям сна.Если предстоит отправить ребенка в детсад или школу – заранее приучайте малыша к коллективу. Существуют группы развития, нулевые школы, где с детьми присутствуют родители, а в школах — это подготовительные занятия хотябы по часу 2 раза в неделю.Развивайте мелкую моторику (лепка, рисование, игра в конструктор, на музыкальных инструментах и т. д.). Окружение ребенка должно быть психологически нормальным — без ругани, ссор и агрессии. Поощряйте ребенка за выражение эмоций даже, если они отрицательные.Обязательными должны стать беседы с ребенком на обсуждение его проблем. Их он может выражать не только словами, но и в рисунках, к примеру.При занятиях с ребенком сосредотачивайтесь на веселых играх. Не забывайте и поощрять за то, что давно не тянет руки в рот. Только нужно заранее обговорить это, например, целый день не будешь грызть ногти, куплю мороженное или игрушку, которую он давно хотел.Дети любят радовать своих родителей, они очень вас любят. Поэтому похвала относительно их привычек или формирование здоровых побуждает повторять это.Сделайте дочке красивый маникюр, чтобы она наглядно увидела, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Можете даже покрыть их специальным детским лаком. Аккуратные, ровно подстриженные ногти у девочки или мальчика — это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!Есть еще один проверенный бабушкин способ, помогающий при безуспешности попыток отучить от вредной привычки и при отсутствии психолога — смазать ногти чем-нибудь горьким. Это может быть горчица, имбирное масло, сок столетника, лак «Некусайка». Способ не очень приятный для ребенка и не всегда эффективный, но применяемый некоторыми. Теперь, при каждом поднесении пальцев ко рту, горький вкус напомнит малышу, что так делать нельзя.Некоторые невропатологи предлагают сформировать отрицательный рефлекс у ребенка: на руку надеть, например, мягкую резинку. Как только пальцы малыша потянутся ко рту, резинку следует мягко оттянуть и «щелкнуть» ей по руке. Это весело и эффективно.Начиная отучать ребенка от вредной привычки, запомните, что это не произойдет за один день. Ведь и привычка возникла не сразу. Проявите терпение и энтузиазм! Не стесняйтесь говорить о любви к своему ребенку, проводите с ним как можно больше времени. Он поймет, что вы любите его, даже когда не одобряете его поведения. Такое ваше безусловное его приятие поможет в избавлении от психологической зависимости.
Что делать, если малыш кусается? Этот вопрос часто вызывает беспомощность и тревогу у родителей и воспитателей.
Реакция взрослого всегда зависит от того, как он понимает ситуацию, как для себя он отвечает на вопрос: «Почему сейчас мой малыш укусил другого?». Большинство взрослых, столкнувшись с «маленьким кусакой», делает вывод, что он проявляет агрессию. Поэтому типичная реакция взрослых на кусание — крик, одергивание, наказание. Правильно ли это?Агрессия как намеренное желание причинить вред другому (или себе) невозможна у ребенка до 5–7 лет. Нервная система малыша в более раннем возрасте не дает ему возможности управлять своим поведением настолько, чтобы с его помощью добиваться желаемого. Однако неосознанно и импульсивно маленький ребенок часто ведет себя агрессивно — он может закричать, ударить, укусить, кинуть игрушки, упасть на пол (и нанести вред себе).Кусая, ребенок пытается воздействовать на взрослого, на других детей, а еще может пытаться таким образом протестовать, проявлять восторг и желание привлечь внимание другого. Родитель может воспринимать эту ситуацию как «плохое» поведение, но лучше попытаться понять, что стоит за таким поведением, что сейчас хочет выразить ребенок?Важно, какую позицию займет взрослый, как он будет себя вести и реагировать на поведение ребенка. Ведь его действия могут привести к тому, что агрессия станет для ребенка сначала привычным способом реагировать на события (в дошкольном детстве), а затем и устойчивой чертой характера (к младшему школьному возрасту).
Взрослый закрепляет у ребенка агрессивные формы поведения, в том числе и кусание, в нескольких случаях.
Родитель сам дает образец агрессивного поведения. Мы наблюдаем это, когда взрослый при ребенке ругается, наказывает, бьет, кусает другого. Возможно, не самого ребенка, а любое живое существо — человека или животное.
При этом мы не имеем в виду неблагополучные семьи, где агрессия становится нормой общения. Многие любящие родители в гневе шлепают ребенка, если он не слушается. Очень часто можно видеть, как родитель при конфликте между детьми советует ребенку ударить обидчика, «постоять за себя» и тем самым тоже дает агрессивный образец.Также есть мнение, разделяемое некоторыми «просветителями», что когда малыш кусается, надо укусить его в ответ. Якобы таким образом он быстрее поймет, что кусание причиняет боль. Однако это совсем не так.О том, что укус неприятен, ребенок раннего возраста уже наверняка знает. Наблюдая за агрессивными действиями взрослого, ребенок сделает другой вывод: «Такие действия допустимы, так можно делать».В результате взрослый своим поведением словно дает ребенку разрешение на проявление агрессии.Взрослый оставляет без внимания агрессивные проявления. Есть популярный совет родителям, гласящий, что такое поведение ребенка не надо поддерживать, то есть не надо обращать на него внимания. Некоторые родители ведут себя так потому, что не знают, что надо делать, как правильно реагировать.
В этом случае родитель оставляет ребенка один на один с переживаниями, с которыми тот пока не в силах справиться, и не помогает ему. Обычно дети в ответ на невнимание родителя только увеличивают силу агрессии; например, догоняют взрослого, пытаясь ударить или укусить его, или начинают раскидывать игрушки, или падают на пол и бьются головой.При таком подходе ребенок делает для себя вывод: «Я не ценен, мне не помогают. Я должен всего добиваться сам». А как он будет этого добиваться? Агрессией, ведь по-другому ребенок не умеет, его не научили. Такая ситуация разрушает отношения ребенка и родителя.Взрослый дает преувеличенную реакцию, разыгрывает театрализованное представление в ответ на укус или другую агрессию ребенка. «Ой-ой-ой, как больно!», «Пожалей бабушку!» — типичные реплики в этом случае. Многие взрослые считают, что так прививают ребенку умение сопереживать, проявлять жалость. И здесь ребенок скорее всего сделает другой вывод: «Какая интересная игра, надо попробовать еще».
Этот случай также не учит ребенка выражать намерения другими способами, кроме агрессивных. И, к сожалению, он зачастую переходит в первый или второй случай.
Что же делать взрослому, если малыш укусил его или другого ребенка? Надо вспомнить, что ребенок делает так потому, что не справляется со своими эмоциями и ему нужна помощь.При этом важно придерживаться следующей последовательности действий.
Взрослые часто подозревают детей в манипулировании - где надо и где не надо, где можно и где нельзя. С какого же возраста ребенок может начать манипулировать близкими? Можно ли отличить манипулятивное поведение от очень похожего на него пассивно-агрессивного? И как правильно вести себя с ребенком-манипулятором?
У детей лет с 5 появляется расхожее представление, что взрослые - такие туповатые дурачки, что в общем-то они ничего не понимают, и их можно малость обхитрить. Ребенок, который манипулирует, имеет четкий, сфокусированный, не по возрасту взрослый взгляд искоса — взгляд наблюдателя. Это тот случай, когда ваше чадо закрывает лицо руками и вроде бы плачет, но при этом сквозь щелки подсматривает. Если руки убрать, то вы увидите лицо исследователя, а не страдальца. Он отслеживает реакцию.Ребенок с пассивной агрессией реакцию не отслеживает. Он вообще не понимает, что делает, это иррациональный механизм. Пассивно-агрессивное поведение и манипуляция почти всегда различаются по выражению глаз. У ребенка, который проявляет пассивную агрессию, глаза скорее испуганные. Они могут быть злые, но в некотором расфокусе. Он как бы растерян, когда на вас смотрит.
Так же, как и пассивно-агрессивное поведение, манипуляция всегда имеет мишень. Только эта мишень выбрана сознательно. Ребенком простроена многоходовая комбинация. Он прекрасно знает, какой эффект его действия, слова или отсутствие слов и действий могут иметь. Он уже все просчитал (хотя словами этого выразить не сможет — это быстрая эмоциональная прогонка информации) и теперь специально меняет свое поведение, пытаясь получить желаемый эффект.Чем младше ребенок, тем более неуклюже это получается: "мадридский двор" в средней группе детского сада. Иногда манипуляция довольно прозрачна (лет до 7), но всегда очень грамотна и часто срабатывает.
В манипуляции зачастую есть фаза додавливания. Когда ребенок плачет-плачет-плачет, или ноет-ноет-ноет, или молчит-молчит-молчит, потом — ага, посмотрел, отследил эффект и "добавил газу". Это профессионально, но недостаточно, и потому взрослый может рассчитать переход от одной фазы к другой.Детская манипуляция может быть утрированной, как в плохой оперетте, но если мы реагируем, эмоционально включаемся, даем желаемое, то нужно понимать: все, что работает, ребенок будет использовать. Получив желаемое в результате манипуляции, он будет вновь и вновь ее повторять.И если в случае пассивно-агрессивного поведения нужно идти навстречу ребенку и пытаться понять, что ему нужно, о чем он сигнализирует своим поведением, то ребенка-манипулятора важно вовремя "вывести на чистую воду".Обычно у ребенка, который применяет агрессивно-пассивное поведение, бывает недостаток вербализации: ему сложно сформулировать, что он хочет. У него могут быть сильные аффекты, сильные эмоции и — выразить их в словах малыш не может. А у манипулятора все прекрасно с логикой, со словами. И его нужно учить посылать прямые сообщения, а не "кривые".
Грамотный ответ в ситуации манипулирования: "Я вижу, что ты делаешь". Это прямой текст. Можно, конечно, и так: "Ой, бедная деточка. Никто ее не пожалеет. Ой, ну конечно, тебе так нужен второй чупа-чупс!". Это не прямое, а с добрым юмором указание на то, что многоходовка прочитана и система не сработает.Когда ребенок бросается на пол в магазине, он рассчитывает на социальную реакцию, на то, что мама на глазах у окружающих не будет настаивать на своем, она сдастся. Нет, мама не сдастся. Я за твердость. Когда вы ловите манипуляцию — ребенок бьет ногами, орет, но вы видите, что он одним глазом смотрит, — я за твердость. Потому что, единожды пойдя навстречу, вы закрепляете такое поведение.Если вам сейчас проще пойти навстречу — идите. Но скажите: "Знаешь, я тебя просчитала. Ты сейчас нажал и добился своего. Я пошла тебе навстречу только потому, что устала. Но в следующий раз такое не повторится".Прямо по шагам и по слогам: "Не дави на меня, не устраивай спектакль, попроси меня словами. Я все вижу. Я понимаю то, что ты делаешь, и так нельзя. Я понимаю, что ты хочешь то или иное, давай договоримся по-человечески, без театра". Метафора театра, метафора чего-то разыгранного понятна детям с 4–5 лет. Конечно же, их надо водить в театры и показывать сложные характеры героев в сказках и волшебных историях.У всех детей есть способность манипулировать. С одной стороны, надо радоваться, видя манипуляцию ребенка, — это социально развитый интеллект и способности воздействовать на другого человека. Это говорит о развитии, это хорошо. С другой стороны, можно очень сильно развить это качество. Бывают манипуляторы, которые привыкли играть на взрослых, как на клавишах: для мамы у них одни способы давления, для папы — другие, и так далее. Ребенок чувствует определенную власть. Бывает, что это умение манипулировать ему уже не помогает в жизни, а мешает.И пассивная агрессия, и манипуляция — это косвенные послания. Только в первом случае это подсознательная реакция, а во втором — вполне осознанная. И поддерживать это неполезно. Если пассивно-агрессивное поведение, способное усиливаться до невроза, разрушительно и вредно, то привычка к манипуляциям, которую с успехом вырабатывает ребенок, может стать чертой его характера, частью личностного стиля и основной моделью поведения. И это очень помешает ему в жизни выстраивать искренние отношения.И то и другое — нормальное проявление детского экспериментирования в сфере близких отношений. Оказывается, что человек, пока взрослеет, отрабатывает сложнейшие модели эмоционального взаимодействия с другими людьми. Все, чему мы научились в детстве, мы потом будем использовать в нашей будущей семье. Все, что мы опробовали на самых близких — на маме, папе, бабушках, — после пойдет в ход в широком мире, в коллективе, школе, во дворе, в лагере. И то, что ребенок это пробует, — это нормально. Наша ответственность — отследить и дать адекватный сигнал, адекватный ответ. Мы либо подкрепляем модель, попадаясь на удочку или не зная, как реагировать, либо мы ее не подкрепляем, считая неправильной.
Обычно родители действуют гораздо менее осознанно. Но, например, специальная литература для родителей помогает распутывать клубки мыслей, раскладывать все по полочкам — становится понятно, что есть что. Паника, дезориентация, ощущение "я не справляюсь", "я — плохая мать" очень часто возникают именно от путаницы в голове. Одновременно появляется огромное чувство вины, ведь "ребенку плохо, а я ему не помогаю"! И — злость оттого, что тебя используют.Про манипулирование можно добавить: один из его маркеров, тот, кем манипулируют, чувствует не жалость, а гнев. Может возникнуть даже более сложное чувство, что тебя обвели вокруг пальца, использовали. При пассивно-агрессивном поведении ребенка вы, скорее, ощутите растерянность, непонимание, испуг.Так что смотрите на свою реакцию. Не расстраивайтесь. Дети растут, и они экспериментируют. Чем старше ребенок, тем интереснее эксперименты. А у родителей должна быть способность меняться, видеть эти новые формы проявления и искать ответы.И не надо огорчаться, если с первого раза не получилось. Ну, подкрепили вы манипуляцию, поняли задним числом, что вас обвели вокруг пальца, — у вас растет умный ребенок! Можно потом сказать ему: "Слушай, а я понял, что у тебя не нога болела все-таки", или: "Никакая кукла подружке не нужна, а ты хотела купить платье для своей. Что ж, молодец, но больше так не делай! Представь, что я с тобой буду так поступать". Вот это сработает точно.